Специфика межполушарной асимметрии у детей 6-7 лет с трудностями в письме Верещагина Наталья Валентиновна
Диссертация - 15у.е., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников
Автореферат - 6 у.е., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья
Верещагина Наталья Валентиновна. Специфика межполушарной асимметрии у детей 6-7 лет с трудностями в письме : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.02 : СПб., 2005 147 c. РГБ ОД, 61:05-19/330
Содержание к диссертации
Введение 5
Глава 1. Литературный обзор 13
1.1. Взгляды зарубежных и отечественных исследователей на специфику межполушарной асимметрии человека 13
1.1.1. Современные представление о межполушарной асимметрии человека 13
1.1.2. Нейрофизиологические и психофизиологические основы межполушарной асимметрии человека 23
1.1.3. Специфика психических и психофизиологических характеристик детей с
разным типом межполушарной асимметрии 29
1.2. Взгляды зарубежных и отечественных исследователей на природу и развитие письма у детей .ч. 34
1.2.1. Психолингвистические, нейрофизиологические и психофизиологические основы становления письма 34
1.2.2. Влияние межполушарной асимметрии на временные и пространственные характеристики акта письма как графо - моторного процесса у детей 39
1.2.3. Причины нарушений письма у детей 43
Заключение 46
Глава 2. Краткая характеристика объекта и методов исследования 49
2.1. Характеристика объекта исследования 49
2.2. Методы исследования 50
2.3. Методы статистической обработки результатов 60
Глава 3. Результаты исследования детей 6-7 лет 61
3.1. Результаты диагностики трудностей в письме как графо - моторном процессе 61
3.2. Результаты диагностики специфики межполушарной асимметрии 62
3.2.1. Результаты диагностики специфики межполушарной асимметрии у детей, не имеющих трудностей в становлении письма 62
3.2.2. Результаты диагностики специфики межполушарной асимметрии у детей, имеющих трудности в становлении письма 64
3.2.3. Сравнительный анализ результатов диагностики специфики межполушарной асимметрии у детей, имеющих и не имеющих трудностей в становлении письма 65
3.3. Результаты диагностики развития психических функций детей, необходимых для становления письма как графо - моторного процесса 74
3.3.1. Результаты диагностики психических функций детей, не имеющих трудностей в письме 74
3.3.2. Результаты диагностики развития психических функций детей с трудностями в письме 78
3.3.3. Сравнительный анализ результатов диагностики развития психических функций детей, имеющих и не имеющих трудностей в становлении письма 82
3.4. Результаты диагностики сенсомоторного реагирования 86
3.4.1. Результаты сенсомоторного реагирования детей, не имеющих трудностей в становлении письма 86
3.4.2. Результаты сенсомоторного реагирования детей с трудностями в письме 95
3.4.3. Сравнительный анализ сенсомоторного реагирования детей, имеющих и не имеющих трудностей в письме 104
Глава 4. Обсуждение полученных результатов 111
Общее заключение 119
Выводы 122
Список литературы 124
Приложения 138
Введение к работе
На современном этапе проявляется стойкий интерес исследователей к проблеме межполушарной асимметрии и ее влияния на адаптационные резервы индивида к новой деятельности [87,88,94,95,108].
В то же время в литературе нет единого мнения о методах определения индивидуального профиля функциональной асимметрии и его описания [35,64,95,113], хотя отмечается достаточная точность результатов функциональных проб [88,144]. Несмотря на то, что существует большое разнообразие в определении лиц, обладающих теми или иными латеральными признаками в сенсорной и моторной сфере [19,34,101], практически все авторы согласны в том, что выраженность этих признаков различна [95,115,143].
В качестве одних из основополагающих компонентов когнитивной деятельности, в том числе речевой, рассматриваются сенсомоторная интеграция и специфика межполушарной асимметрии [63,66,74,75]. Подчеркивается включенность пространственной и временной характеристик как в специфику межполушарной асимметрии, так и в сенсомоторную интеграцию [88,115]. Однако в литературе не нашел должного освещения вопрос о их связи в обеспечении успешной деятельности.
В последние годы появилось множество различных исследований, посвященных особенностям усвоения письменной речи детьми 7 - 10 лет [83,126,141,154]. Повышенный интерес связан с резким ростом в последние годы в начальной школе числа дисграфий у детей без патологии интеллекта, слуха, зрения и речи [83,126,117].
Письмо признается зарубежными и отечественными исследователями сложным и многогранным психическим процессом, в структуру которого включены многие зоны головного мозга, обеспечивающие скоординированную работу всех звеньев письма [6,52,64,85,103,149]. Отмечается, что на начальном этапе усвоения детьми письмо носит развернутый характер и представлено графо - моторным процессом [152]. Данный период представляется нам особо важным для изучения, так как графо-моторные операции являются эффекторным звеном в акте письма и, соответственно, могут оказать влияние на весь процесс письма в целом [83,93].
В качестве причин, лежащих в основе трудностей в становлении письма у детей, называются: специфика латерализации функций, незрелость мозговых зон, включенных в систему письма, несформированность элементарных психических функций и т.д. [83,84,126,127,152,174]. Есть исследования, показывающие разный характер трудностей в письме у детей 7-10 лет в зависимости от присущих им латеральных признаков [63,64,105]. Данные исследования не содержат указаний на достоверность различий в подгруппах детей с разными профилями латерализации функций и особенностями усвоения письма. Эти факты могут быть связаны с опосредованными влияниями межполушарной асимметрии на процесс становления письма.
Подчеркивается вклад пространственных и временных показателей в психологические и психофизиологические характеристики людей [88]. Отмечается, что люди с разной спецификой межполушарной асимметрии имеют несходные черты в своем развитии [144].
Включенность в структуру письма пространственных и временных компонентов позволяет предположить наличие связи графо - моторных операций не только с выраженностью межполушарной асимметрии, но и с сенсомоторной интеграцией. Данный аспект проблемы не нашел должного отражения в литературе.
Поскольку этап графо-моторных операций является важным в диагностическом плане периодом для прогнозирования трудностей в становлении письма у детей 6 -7 лет, представляется актуальной проблема связи межполушарной асимметрии с сенсомоторной интеграцией и их влиянии на процесс письма у детей 6 -7 лет. Решение данного вопроса даст
возможность прогнозировать возникновение трудностей в становлении письменной речи, предупреждать их, разрабатывать комплекс развивающих и коррекционных мероприятий для каждого ребенка в дошкольный период, обеспечивая тем самым успешную адаптацию к новой школьной среде.
Таким образом, целью исследования является изучение специфики межполушарной асимметрии у детей 6 -7 лет с трудностями в письме как графо - моторном процессе.
Гипотеза исследования.
1) Снижение выраженности межполушарной асимметрии связано с возникновением трудностей в письме как графо - моторном процессе.
2) Межполушарная асимметрия опосредованно влияет на графо - моторный процесс письма.
3) Выраженность межполушарной асимметрии связана со зрелостью сенсомоторных реакций.
Задачи исследования.
1) Описать характер трудностей в письме как графо - моторном процессе и условия их возникновения у детей 6 -7 лет.
2) Выявить специфику межполушарной асимметрии детей 6 -7 лет, имеющих и не имеющих трудностей в письме как графо - моторном процессе.
3) Исследовать особенности развития психических функций (невербального интеллекта, зрительно - пространственной памяти, зрительно- моторной координации и произвольного внимания) детей 6 -7 лет, имеющих и не имеющих трудности в письме как графо - моторном процессе.
4) Изучить особенности сенсомоторного реагирования детей 6 -7 лет, имеющих и не имеющих трудности в письме как графо - моторном процессе.
Предмет исследования.
Предметом исследования является специфика межполушарной асимметрии и особенности психического и психофизиологического развития детей 6 -7 лет, имеющих и не имеющих трудностей в письме как графо -моторном процессе.
Объект исследования.
Объектом исследования стали 327 человек, средний возраст 6 лет 9 месяцев, посещающих дошкольные образовательные учреждения без приоритетных направлений. Из ник были выделены дети (всего 104 человека), средний возраст 6 лет 6 месяцев, как отвечающие следующим требованиям: сохранность невербального интеллекта, слуха, зрения; отсутствие нарушений речи, вызванных органическими причинами; выделение букв из других графических знаков; получение образования ребенком только в дошкольном учреждении.
Методы исследования.
В соответствии с гипотезой, целью, задачами и объектом исследования были выбраны следующие методы: теоретический анализ предмета исследования, лабораторный эксперимент, наблюдение, метод беседы, тестирование испытуемых, аппаратурный метод, статистические методы обработки данных.
Методологическая основа исследования.
Методологической основой исследования выступили широко известные теоретические и методологические концепции психологии и психофизиологии, разработанные отечественными учеными: принцип системной организации высших психических функций Л. С.Выготского, А.Р.Лурии, А.Н.Леонтьева, учение о функциональных системах
ШСАнохина, синтетическая доминантная модель межполушарных отношений В.Л.Бианки.
Обоснованность и достоверность результатов.
Обоснованность и достоверность результатов исследования достигалась путем применения психологических и психофизиологических методов, соответствующих цели и задачам исследования и адекватных выбранному возрастному периоду, а также использованием инструментальных методов измерения изучаемых параметров. Количество испытуемых в исследуемых группах было достаточным для получения достоверных статистических выводов. Использовали различные методы статистической обработки результатов.
Научная новизна исследования.
Впервые установлено, что:
1) снижение выраженности межполушарной асимметрии связано с возникновением трудностей в письме как графо - моторном процессе у детей 6 -7 лет.
2) межполушарная асимметрия связана со зрелостью сенсомоторных реакций у детей 6 -7 лет. Выраженность (односторонность) межполушарной асимметрии коррелирует со зрелостью сенсомоторных реакций. Снижение выраженности межполушарной асимметрии связано с незрелостью сенсомоторных реакций.
3) межполушарная асимметрия опосредованно влияет на процесс усвоения письма как графо - моторного процесса детьми 6 -7 лет.
4) точность сенсомоторного реагирования связана с выраженностью межполушарной асимметрии, а скорость - со зрелостью сенсомоторных реакций.
Положения, выносимые на защиту.
1. Трудности в письме как графо - моторном процессе у детей 6 -7 лет носят зрительно - пространственный характер и возникают при недостаточном уровне развития зрительно - моторной координации и произвольного внимания.
2. Межполушарная асимметрия связана со зрелостью сенсомоторных реакций детей 6-7 лет.
3. Межполушарная асимметрия опосредованно влияет на процесс усвоения письма как графо - моторного процесса детьми 6 -7 лет через зрелость сенсомоторных реакций и уровень развития зрительно -пространственной памяти.
4. Снижение выраженности межполушарной асимметрии связано с возникновением трудностей у детей 6 -7 лет в письме как графо - моторном процессе.
Теоретическая значимость исследования.
Результаты диссертационного исследования позволяют расширить понимание психофизиологических механизмов становления письма как графо - моторного процесса. Выявлена специфика межполушарной асимметрии, а также особенности психического развития детей 6 -7 лет с трудностями в письме. Предложены критерии зрелости сенсомоторных реакций и установлена специфика их проявлений у детей 6-7 лет. Установлены и описаны связи выраженности межполушарной асимметрии и зрелости сенсомоторных реакций с параметрами психического развития детей. Обнаружен опосредованный характер влияния межполушарной асимметрии на процесс становления письма как графо - моторного процесса у дошкольников. Показан разный характер психофизиологического регулирования скоростных и точностных характеристик сенсомоторных реакций детей.
Практическая значимость исследования.
В рамках проведенного исследования акцентировано внимание на проблеме становления письма как графо - моторных операций у детей 6 -7 лет без отклонений в развитии интеллекта, слуха, зрения, речи с разными вариантами межполушарной асимметрии.
В комплексном диагностическом подходе апробирован психодиагностический блок методик, включающий инструментальный, который позволяет диагностировать психические и психофизиологические (скорость и точность сенсомоторного реагирования, тип межполушарной асимметрии) характеристики детей старшего дошкольного возраста.
Результаты проведенного исследования могут использоваться педагогами-психологами в практической работе с детьми 6-7 лет без отклонений в развитии интеллекта, слуха, зрения, речи для выделения группы риска в отношении освоения письма как графо - моторного процесса.
Полученные результаты позволяют формировать индивидуальный образовательный маршрут для детей 6-7 лет, а также проводить профилактическую работу по предупреждению возникновения трудностей в письме как графо - моторном процессе.
Апробация и внедрение результатов исследования.
Апробацию и внедрение результатов исследования осуществляли на заседаниях и методических семинарах кафедры психофизиологии ребенка Института детства РГПУ им. Герцена (2001 - 2004), на Международных научных чтениях «Белые ночи - 2002» Международной академии наук, экологии и безопасности жизнедеятельности (2002), на Международной межвузовской научно-практической конференции студентов и аспирантов «Психология 21 века» (2004), на межвузовской научно-практической конференции «Психологические, психофизиологические и социальные аспекты преемственности дошкольного и начального школьного образования» (2003), « Психологические проблемы подростка в современной школе и пути их решения» (2003), на Всероссийской научно-практической конференции « Б.Г.Ананьев и комплексные исследования человека в психологии» (2003, 2004), на Международной научно - практической конференции «Дошкольник и младший школьник в системе образования» (2004), на Всероссийской научно - практической конференции «Воспитание. Социальная адаптация ребенка. Компетентностно - диагностический • подход» (2004).
Основные положения диссертации отражены в восьми публикациях.
Структура и объем диссертации.
Работа состоит из введения, аналитического обзора литературы, характеризующего состояние проблемы, главы с описанием методик исследования и характеристикой объекта исследования, главы с материалами собственных исследований, обсуждения полученных результатов, заключения и выводов: всего 147 страниц, 22 таблицы, 5 рисунков, • 9 гистограмм, 5 приложений, 176 источников литературы, в том числе 13 - на иностранном языке.