Прошлым летом на даче собрался детский коллектив: мой сын Эдгар 5 лет, моя двухлетняя младшенькая и их кузены 4 и 8 лет. Да, компания разновозрастная, и, как того следовало ожидать, эксцессы вроде драк, ревности и т.п. не замедлили себя ждать. Но согласитесь: хотелось бы наслаждаться отдыхом, а не только примирением детей.
Чтобы подружить ребят и настроить их на дружеский лад, я решила обратиться кобъединяющим играм, о которых читала ранее. Каждое утро после завтрака мы садились в кружок и играли 15 минут. Еще раз играли ближе к вечеру, после полдника.
Итак, несколько игр.
Игра «Знакомство»
Стоим в круге. Первый участник выходит в центр, показывает какое-то свое движение и произносит свое имя. Когда он возвращается на место, остальные повторяют его движение и имя. Выходит следующий и т.д.
Мы все были знакомы, поэтому ограничились повторением движений.
Игра «Центр круга»
Все плотно усаживаемся в кружок, закрываем глаза и протягиваем вытянутую руку в центр круга. Если направление показали правильно, пальчики встретятся в центре.
Игра «Башня»
Стоим в круге. Первый участник вытягивает правую руку в центр, следующий кладет сверху свою правую ладошку и т.д. по кругу, потом то же с левой рукой.
Игра «Радуга»
Каждый участник загадывает какой-либо цвет радуги. По команде все выкрикивают название задуманного цвета. Команда дается еще и еще раз, пока хор не приходит к какому-то одному цвету. Задача участников:прислушиваться к тому, что выкрикивают другие, и пробовать прийти к общему знаменателю.
Мы эту игру исполняли в варианте: загадать название «вкусняшки» (летом, конечно же, в топе было мороженое).
Игра «Ритм»
Сидим в круге. Первый участник на коленке соседа справа выбивает несложный ритм. Сосед этот же ритм воспроизводит на коленке своего соседа справа и так далее по кругу.
Другой вариант: ритм выбивать хлопками в ладоши.
Кстати, игра «Камень, ножницы,бумага» при условии, что ее цель – добиться совпадения показываемых фигур, тоже объединяющая.
Эксперимент удался. Дети стали терпимее друг к другу, я – терпимее к детям, ссоры прекратились. Если раньше компания расслаивалась: братья играют друг с другом, Эдгар – сам с собой, то после дети стали чаще играть все вместе.
Мне подумалось, что такие игры могли бы взять «на вооружение» детские сады. Обычные методы воспитания вроде «Кто быстрее оденется» не вселяют в отстающих никаких надежд. Наверное, любой из нас может вспомнить из собственного детства моменты зависти и внутреннего протеста, когда кого-то нам ставили в пример. Но это отдельная тема.