Спекуляции
вокруг введения дисциплины «Основы религиозных культур и светской этики» в российских
школах, начавшиеся несколько лет назад, не желают утихать. Критике подвергается
решительно все: учебная программа, деление учеников по конфессиональному
признаку, качество преподавательского состава, возраст обучаемых детей,
политическая ангажированность... Страна, в которой 70 лет атеизм был частью
государственной идеологии, получив вожделенную свободу совести, со скрипом
принимает другую крайность — тотальное приобщение к религии.

Педагоги
и родители опасаются, что столь ранняя идентификация с той или иной конфессией,
инициированная средней школой спровоцирует «религиозные войны» между детьми. А
в школе и так хватает склок на самых разных почвах: национальной, социальной,
да и просто из-за Таньки из 5«Б». К чему еще прибавлять распри между десятилетними
фанатичными приверженцами православия и ислама? Впрочем, разработчики программы
утверждают, что эффект от введения дисциплины будет обратным, и маленькие дети
научатся толерантности.
По
мнению профессора психологии Галины Цукерман важно, чтобы преподавание не было
агрессивным и миссионерским. Кроме того, ученый считает, что история религий
для девяти-десятилетних детей слишком сложна, - эта дисциплина подошла бы больше
для старшеклассников.
Любимец
женщин и интернет-сообщества Анатолий Вассерман напротив думает, что средняя
школа деградировала по-сравнению с собой образца позднесталинской эпохи, когда
образовательные стандарты предполагали введение таких дисциплин как «философия»
и «психология». В принципе, и та и другая дисциплина при должном уровне
преподавания в состоянии ответить человеку на два вопроса: «Почему мы такие
разные?» и «Почему мы не должны друг друга резать из-за того, что мы разные?»
Вот только где взять преподавателей, которые не искалечат души детей, которых
не хватает даже в ВУЗах? Да и министерство образования усложнять программу не собирается. Напротив, все
последние годы чиновники настаивают на снижении нагрузки детей.
Казалось
бы, преподавание азов религиоведения в 9-11 классах на основе дисциплины
«мировая художественная культура» было бы неплохим выходом. Ан нет! По мнению
ряда православных священнослужителей эта дисциплина считается сугубо
атеистической и «препарирует религию» с позиций материализма вместо того, чтобы
«сеять доброе и разумное» в головах детишек, которые, судя по всему, не должны
приходить в храм осознанно.
Как ни
странно, в православном мире такую позицию разделяют не все. По традиции
неформальную позицию занимает верующий журналист-блогер и несистемный
оппозиционер Валерий Отставных, который считает введение этой дисциплины
поспешным и неподготовленным шагом. По мнению эксперта, власти пошли на него в
знак благодарности за идеологически верную позицию РПЦ во время предвыборной
кампании.
Кстати,
о политике. Рано или поздно наступят времена, когда политическая
самоидентификация россиянина в 10 лет станет чем-то самим собой разумеющимся.
Не возникнет ли тогда в зрелом демократическом обществе необходимость
преподавать в старших классах «основы политической этики» и набирать классы
юных коммунистов, фашистов, либералов, центристов-государственников,
анархистов? А государство эту инициативу, наверное поддержит, для воспитания
«политической терпимости и толерантности» и противодействия экстремизму с младых
ногтей.
Обозреватель
Noteru.com Тарас Божевильный